Ваши инструменты управления
  • Промышленное газовое оборудованиеПромышленное газовое оборудование
  • Оборудование для котельных и теплоснабженияОборудование для котельных и теплоснабжения
  • Резервуарные металлоконструкции. Оборудование для резервуарных парковРезервуарные металлоконструкции. Оборудование для резервуарных парков
  • Оборудование и комплектующие для сжиженного углеводородного газаОборудование и комплектующие для сжиженного углеводородного газа
  • Оборудование для строительства и монтажа трубопроводовОборудование для строительства и монтажа трубопроводов

Полимерам хватит газа

Запущен в эксплуатацию крупнейший в постсоветской истории России магистральный продуктопровод. Одним своим появлением он решает почти все проблемы западносибирской нефтехимии

В Западной Сибири начал действовать новый магистральный продуктопровод, связывающий принадлежащий отечественной газовой компании «НоваТЭК» Пуровский ЗПК (завод по переработке конденсата) и тобольскую промышленную площадку флагмана российской нефтехимии «Сибура». Это первый в постсоветской истории страны продуктопровод такого масштаба.

Проект оказался не дешевым: инвестору, «Сибуру», он обошелся в 63 млрд рублей. (Для сравнения: вложения «Сибура» во вторую очередь газофракционирующих мощностей в Тобольске составили только 16 млрд рублей, а входящий в тройку крупнейших в мире предприятий отрасли «Тобольск-Полимер» обошелся в 60 млрд.)

Но и результат впечатляет. Линейная часть продуктопровода протянулась почти на 1100 км, что на треть увеличивает протяженность продуктопроводов такого типа в России.

К строительству продуктопровода были привлечены российские подрядные организации — «Нова», «Стройтрансгаз», СТГ-М, НГСК, «Нефтьмонтаж», «НПА Вира Реалтайм». Для строительства использовались трубы только российского производства (основной поставщик — ЧТПЗ).

Труба будет передавать широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ) — сырье для нефтехимии, получаемое из попутного нефтяного газа или из нестабильного газового конденсата. Пропускная способность трубопровода такова, что по нему можно передать до трети всего сырья, в принципе доступного в Западной Сибири.

Ничего подобного в России не строилось со времен первого (и последнего) советского магистрального ШФЛУ-провода Западная Сибирь — Поволжье, эксплуатировавшегося в 1980-х годах.

На уровне погрешности

Россия традиционно играет большую роль на рынке углеводородов. Еще бы — на территории нашей страны сосредоточено до 40% мировых запасов газа и до 7% мировых запасов нефти. На Россию приходится 13% мировой добычи нефти и 19% мировой добычи природного газа. Но, к сожалению, все это так и остается лишь сырьевым потенциалом, не получая продолжения в переработке.

Россия мало заметна на рынках нефтехимической продукции. На нашу страну приходится лишь 2% мирового производства пластмасс. На экспортных рынках ситуация еще плачевнее, за исключением синтетических каучуков. По всем основным наименованиям нефтехимической продукции вклад нашей «энергетической сверхдержавы» в мировой экспорт — на уровне статистической погрешности.

А по вкладу в мировую торговлю базовыми нефтехимическими продуктами Россия уступает даже арабским странам.

На внутреннем рынке России среднедушевое потребление полимеров в пять раз меньше, чем в США или Германии, в полтора раза меньше, чем в Китае. Разумеется, это противоестественная ситуация, и она постепенно меняется. Все последние годы расширение спроса на продукцию нефтехимии в России исчислялось двузначными числами, и в обозримом будущем, по оценкам экспертов, спрос продолжит увеличиваться средними темпами 8% в год.

Рост потребления опережает рост производства продуктов нефтехимии в России. Доходит до парадоксального — при огромных масштабах экспорта нефти и газа Россия является крупным импортером продуктов нефтехимии.

Мы стоим перед необходимостью развития отечественной нефтехимии. Напомним, что в рамках подготовленного Минэнерго Плана развития отечественной газо- и нефтехимии на период до 2030 года в России должно появиться шесть нефтехимических кластеров. Это традиционный район нефтехимии в Поволжье, завязанный на проекты «ЛУКойла» Каспийский кластер, лелеемый «Роснефтью» Восточно-Сибирский кластер, достаточно спорные пока Дальневосточный и Северо-Западный кластеры, а также Западно-Сибирский кластер, потенциально — третий в стране, представленный множеством различных добывающих компаний и перерабатывающими мощностями «Сибура».

Дорога преткновения

«В Западной Сибири есть потенциал роста объемов добычи, есть известные, разведанные, но еще не разрабатываемые месторождения, есть новые проекты по добыче как нефти, так и газа, — говорит аналитик УК “Альфа-Капитал” Андрей Шенк. — Эти новые проекты, как правило, затратны из-за тяжелых условий добычи и удаленности. И встает вопрос сбыта. Нести затраты на освоение новых месторождений компании будут, только имея гарантии по сбыту своей продукции».

У «Сибура» есть долгосрочные контракты с «НоваТЭКом», обеспечивающим до 25–30% потребностей тобольской площадки в сырье и неуклонно увеличивающим свое производство. Благо, у обеих компаний общий акционер, Леонид Михельсон.

По словам заместителя председателя правления «НоваТЭКа» Александра Фридмана, компания обладает ресурсной базой с более чем 80-процентным содержанием газового конденсата. Лет десять назад было решено строить систему конденсатопроводов с добычных активов и завод по переработке газового конденсата в районе поселка Пуровск. «В этом году мы ввели дополнительную мощность объемом 6 миллионов тонн, доведя общую мощность пуровского завода до 11 миллионов тонн», — говорит Фридман.

Нефтехимический холдинг имеет долгосрочные контракты с «Газпромом», «Роснефтью», «Газпром нефтью». В общем, проблем с сырьем у «Сибура» нет.

Но еще при подготовке Плана-2030 в Минэнерго назвали главное препятствие на пути развития ЗападноСибирского кластера — слабость его инфраструктуры.

Это ограничение пропускных способностей железнодорожного транспорта на отдельных участках Свердловской железной дороги, по которым вывозятся значительные объемы грузов нефтегазовых и нефтехимических компаний. И если нефть и газ все больше идут в трубу, то с нефтепродуктами проблемы только нарастали.

По словам эксперта-аналитика департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Слободяника, «объем железнодорожных перевозок сырой нефти в России неуклонно снижается: –11,2 процента к уровню 2006 года. Связано это со строительством и запуском в эксплуатацию магистральных нефтепроводов. При этом объем перевозки нефтепродуктов стабильно растет: +20,1 процента к уровню 2006 года. В прошлом году около 80 процентов всех нефтепродуктов было перевезено железнодорожным транспортом».

Железные дороги для транспортировки ШФЛУ использует и «Сибур». Его грузы перевозятся железнодорожным оператором холдинга «Сибур-Трансом». В принципе в «Сибуре» довольны работой железнодорожников, сотрудничество с ними строится на основе долгосрочных контрактов, и, как уверяют в компании, с вводом в эксплуатацию нового трубопровода изменений здесь не ожидается.

В свое время нефтегазовый холдинг и сам посильно поучаствовал в развитии железнодорожного транспорта региона. Но ни о каком росте и речи быть не могло — при избытке сырья на севере перерабатывающие мощности на юге не могли его получить из-за перегруженности дорог.

«По мнению “Сибура”, железнодорожная инфраструктура не смогла бы выдержать увеличивающихся объемов вывоза сжиженных газов из северных округов и, соответственно, обеспечить нам стабильные сырьевые поставки, — рассказывает заместитель председателя правления “Сибура” Михаил Карисалов. — Конечно, проект продуктопровода очень затратный. Я не берусь назвать точно сроки его окупаемости, но сказал бы, что это инвестиции в возможность дальнейшего развития компании и повышение надежности транспортной инфраструктуры».

Развитию быть

Ввод в промышленную эксплуатацию продуктопровода транспортную проблему снимает. Как сообщили в «Сибуре», с запуском продуктопровода потенциально объемы поставляемого сырья в Тобольск могут вырасти почти вдвое. При этом строительство продуктопровода снимает риски роста перегруженности железных дорог, так как новые объемы углеводородного сырья на севере будут поставляться в продуктопровод.

По словам Михаила Карисалова, и продуктопровод, и Ноябрьская наливная эстакада — в определенном смысле интегрированные проекты, элементы железнодорожной и трубопроводной инфраструктуры «Сибура». «Что происходит, например, при появлении 500 тысяч тонн полипропилена в Тобольске? Это снижает загрузку железной дороги, потому что эти тонны полипропилена не берутся из воздуха, а появляются из того пропана, который раньше в количестве 600 тысяч тонн ехал по железной дороге и использовал в три раза больше вагонов, чем использует сейчас полипропилен. Поэтому появление полимерных производств на этой ветке и конкретно в Тобольске разгружает железную дорогу по сравнению с тем, что было до этого», — поясняет генеральный директор «Сибура» Дмитрий Конов.

Источник


Больше новостей:

Типы крыш РВС

Опубликовано 26.07.2017
Общие требования к конструкциям стационарных крыш РВС установлены ГОСТ 31385-2016 «Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов». В соответствии с ним крыши для РВС подразделяются на следующие типы: 1. Бескаркасная коническая Крыши бескаркасного конического типа чаще всего применяют для небольших резервуаров РВС объемом 100 м3 — 1000 м3. Ее несущая способность обеспечивается конической оболочкой настила. Угол конусности составляет от 15° до 30°. Полотнище крыши сваривается двусторонними

АГЗУ, ГЗУ (Автоматизированные групповые замерные установки): Спутник, Масса, Дельта

Опубликовано 26.12.2016
АГЗУ - Автоматизированная Групповая Замерная Установка - блок учета для автоматического определения дебитов нефтяных скважин. Автоматизированные групповые замерные установки применяются в следующих областях: напорные системы сбора продукции нефтяных скважин и автоматизированные системы управления технологическими процессами нефтедобычи. Функциональное назначение установки - контроль количества жидкости и попутного газа с выдачей результата в блок управления или на верхний уровень АСУТП.Более подробно задачи АГЗУ можно

Антикоррозионная защита резервуаров: система водоотводящих поясов

Опубликовано 21.11.2016
Ни для кого не секрет, что одним из наиболее потенциально проблемных мест вертикальных резервуаров является область стыка днища со стенкой. Эта часть РВС сильно подвержена влиянию атмосферных осадков, а также накоплению различного рода наносных отложений. На первый  пояс резервуара приходится основная нагрузка как от внутреннего давления хранимого продукта, так и от массы вышерасположенных элементов самой металлоконструкции.Совокупность всех перечисленных факторов на практике приводит к тому, что наиболее частым видом

CNPC ищет площадку для производства нефтегазового оборудования в Тюменской области.

Опубликовано 01.08.2016
В Тюменской области в перспективе, возможно, будет создано новое производство нефтегазового оборудования китайской госкорпорации CNPC. Об этом сообщил главный специалист сектора импортозамещения департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области Александр Доронин.«В сфере производства нефтегазового оборудования китайских компаний в Тюменской области присутствует мало, но предпосылки к их появлению есть», - сказал он по итогам встречи с китайскими партерами на одном из круглых столов выставки

Все новости раздела Наша Работа

Все новости и статьи

Форма обратной связи
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Вопрос:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Запрос на тему проектно-технической документации
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Вопрос:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Запрос на тему проектно-технической документации
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Вопрос:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Форма запроса цены
Запрос цены на
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Дополнительная информация:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Форма заказа
Заказ
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Дополнительная информация:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Форма заказа оборудования, стоимости и условий поставки
Ваше имя*:Номер телефона*:
Наименования:
Добавить
Email:Город:
Название организации*:
Дополнительная информация:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.